Найти

Методические рекомендации педагогам по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ

Рисование для ребёнка — это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность, они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно — это стихия, из которой возникают образы, а образы — это фантазия.
Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и умения малышей.
 
Оттиск печатками из картофеля
Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трёх лет. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т.д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием.
Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.
 
Восковые мелки и акварель
С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например, небо, песок, вода и др.
 
Монотипия
Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
 
Кляксография
Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.
Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом, можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.
 
Граттаж
Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
В результате использования представленных техник, у учащихся повысился: интерес к урокам рисования, творческая активность, эмоциональность, самооценка. Появилась уверенность в себе и в своей успешности, что способствовало развитию творческого потенциала и улучшению качества обучения.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Кораблева Л.В., Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А.  Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях [Электронный ресурс] /под ред. профессора Г.Н. Ленина и доцента З.А. Пономаревой. – режим доступа: http://vk.com/doc44021504_163714426?hash=8b5ebfc32fb9f1cbe1&dl=80b44c38b9a64d3ce2
3. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. [Текст] // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
4. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида [Текст] : Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 1 / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009г. –225 с.
5. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст]: Учебно-метод. Пособие. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999г. – 128с.: ил.
6. Савенкова А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства [Текст] : Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220с.
7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : Учебное пособие - Ярославль. -1997г.-с.138.
8. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей [Текст] : Учебное пособие - М.: Владос, -2000 г. - с.22.

О нас

Родителям

 Учащимся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 89