Найти
Добро пожаловать на официальный сайт Шадринской специальной общеобразовательной школы-интернаты №11!
thumb162

О школе

Странички истории Шадринской школы-интерната № 11
 
В начале 1933 года Челябинский областной отдел народного образования принял постановление об открытии школы глухонемых детей в городе Шадринске. Газета «Путь к коммуне» 25 июля 1933 года поместила маленькую заметку: «Шадринская межрайонная школа глухонемых детей открывается 1 августа. Адрес школы: город Шадринск, улица Октябрьская, дом 60».
Школа открыла свои двери в ноябре 1933 года. В одной учебной комнате обучалось 9 воспитанников. Первой заведующей необычного детского учреждения и первым учителем была Нина Викторовна Карпович, на плечи которой легла вся тяжесть организации школы, подбора педагогического и обслуживающего персонала, налаживания учебно-воспитательного процесса, бытовых условий содержания воспитанников.
В следующем году школа была переведена в другое более просторное здание по улице Пионерской, 24. В новых условиях в школе-интернате проживало 37 глухонемых детей, а в 1937 году их было уже 100. Первыми учителями школы-интерната были Прокопьева Лидия Леонидовна, Селянина Полина Ивановна, Козьминская Евдокия Семеновна, Медведева Клавдия Максимовна, Фёдорова Анисья Васильевна, Скоринова Елизавета Александровна, Коурова Лидия Ивановна. Старшим воспитателем с 1935 года работала Галюкова Зинаида Павловна, дело которой продолжили сын Анатолий Ильич Галюков и внучка Светлана Анатольевна Пакулева.
В 1939 году директором начальной школы глухонемых детей стала Крылова Ефросинья Семеновна, известная в городе активностью, ответственностью в делах народного просвещения. Стиль ее работы отличался настойчивостью в решении поставленных задач.В школе на начало 1939-1940 учебного года было пять классов-комплектов: приготовительный – 14 учеников, 1 класс – 35 учеников, 2 класс – 23 ученика, 3 класс – 15 учеников, 4 класс – 19. Всего 106 учащихся. У педагогов, работающих в то время, не было специального образования, им предстояло адаптировать свой личный опыт путем непосредственного практического усвоения приемов обучения и воспитания глухих детей, а также через усвоение опыта других учителей школы.
Началась Великая Отечественная война. В июле 1941 года школу-интернат закрыли, педагогов перевели в другие школы города, а в здании по улице Пионерской, 24 разместился Дымановский детский дом Витебской области.
В 1943 году школу глухонемых открыли вновь. Для учебных занятий Шадринский горисполком выделил 2 здания: по улице Уральской, 14 и небольшое здание по улице Советской, а для спального корпуса – здание на углу улиц Уральской и Пионерской.
Жить начинали очень трудно. Шла война. Были голодные годы. В школе было холодно, не хватало письменных принадлежностей. Дети были истощенны, им не хотелось даже играть, зимой все время грелись около печек. Но дети очень старались трудиться и учиться, вместе с директором преодолевали непомерные трудности. Они пилили и кололи дрова, убирали от мусора территорию, косили траву для лошади и коровы. На себе носили воду с реки, жалея лошадь.
В 1944 году директором начальной школы № 11 для глухонемых детей приказом гороно была назначена Медведева Клавдия Максимовна, кандидат в члены ВКП(б), имеющая среднее педагогическое образование. Приняв школу в тяжелом состоянии, в короткий срок Клавдия Максимовна постаралась создать детям нормальные условия для жизни и учебы, относилась к ним с любовью, заботилась о них. 
В начале 1945 года в школе-интернате № 11 работало 20 сотрудников, они учили и воспитывали 130 детей.
Война закончилась, в школу вернулись педагоги и сотрудники, уходившие на фронт: Сухнев Николай Иосифович, Коротовских Александра Дмитриевна, Ремезов Василий Сергеевич. В разное время в школе работали и другие защитники Родины: Кашин Павел Александрович, Пономарев Кирилл Павлович, Урывская Наталья Андреевна, Молокова Клавдия Константиновна, Ежов Порфирий Алексеевич, Черепанова Ираида Васильевна, Коробицын Федор Иванович.
Условия жизни долгое время и после войны оставались тяжелыми. Карточная система существовала до 1947 года. Суточная норма хлеба для глухих детей составляла 400 г и 500 г – для сотрудников.
В этот период педагоги начинают активно изучать практический опыт работы школ для глухих, выезжая во многие города России, где участвуют в работе конференций и семинаров.
В 1949-1950 учебном году школа-интернат № 11 стала семилетней. В школе обучались 109 учащихся, из них 22 ребенка – круглые сироты. В этом же году учащиеся стали сдавать переводные и выпускные экзамены.
Период деятельности Порохиной Зои Васильевны (с 1959 по 1964 годы) в должности директора школы совпал с новой стадией развития сурдопедагогической науки. Обучение в школе глухих было решено разделить на 2 периода. Первый – общеобразовательная трудовая восьмилетняя школа-интернат, соответствующая пяти классам массовой школы. Второй период, соответствующий восьми классам массовой школы осуществлялся за четыре года. Глухой ученик к выпуску должен был овладеть рабочей специальностью на уровне 3-4 разряда.
В 1964 году занятия начались в новом здании по улице Свердлова, 89. В школе стало просторно, появились спортзал, кинозал, библиотека.
С 1965 года школу возглавила Шерешкова Любовь Ивановна. В этот период школа начала получать звукоусиливающую аппаратуру, в практику школ для глухих детей стала внедряться новая система обучения языку по принципу речевого общения (автор С.А. Зыков), впервые была открыта дошкольная группа.В учебный план вводится новый предмет «Предметно-практическое обучение», который предполагает обучение глухих учащихся речи в деятельности. В 1972 году школа впервые начала работать по экспериментальной программе по внедрению системы предметно-практического обучения. Одновременно с этим в дошкольном отделении педагоги изучают и начинают работать по системе Э.И. Леонгард. Результаты работы были превосходными.
При Шерешковой Л.И. своими силами был расширен спортивный зал (соединены две большие комнаты), построен хоккейный корт.
В 1980 году школа стала 12-летней. В ней обучалось 135 детей.
С 1976 по 1997 годы школу возглавляли Кабонен Виталий Анатольевич, Прокопьева Дина Николаевна, Велижанцев Виктор Сергеевич.
Пятнадцать лет с 1997 по 2012 годы учреждением руководил Заслуженный учитель РФ Осминин Владимир Иванович. С 2000 года школа перешла в режим развития и исследовательской работы.
По инициативе директора в 2000 году в школе были открыты классы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые функционируют и по сегодняшний день. В этот период завязались дружеские отношения с коллегами школ-интернатов I-VIII видов России и Республики Казахстан. Школа получила известность далеко за пределами Курганской области, а директор стал дипломантом общественного движения «Добрые люди мира».
В 2002 году школа имела статус областной экспериментальной площадки и вошла в число школ России, работающих по верботональному методу. В 2006 году школе был присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка» для реализации проекта «Интеграция неслышащих детей в социум через аудиовизуальный курс верботонального метода».
За это время в школе сложился сплоченный, творческий, развивающийся педагогический коллектив. Педагоги и обучающиеся активно принимали участие в различных конкурсах и соревнованиях, принесли школе множество призовых мест.
С 2013 года школой руководит Куприна Светлана Викторовна.
В настоящее время в школе продолжают развиваться направления: обучение и воспитание детей, имеющих тяжелые нарушения речи, реабилитация детей после кохлеарной имплантации, открыта подготовительная логопедическая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (2016), функционируют Ресурсный центр инклюзивного образования (2015) и Консультпункт ранней помощи (2018).
С 2011 по 2017 годы на базе школы работала областная экспериментальная площадка «Формирование социально-трудовой компетентности обучающихся в условиях школы-интерната I вида».
Школа гордится своими педагогами – Заслуженными учителями РФ (Самохвалова А.В., Осминин В.И., Сеначина Т.А.), Заслуженными работниками физической культуры и спорта (Камкин В.И.), знаменитыми выпускниками, среди которых есть художники, спортсмены, рабочие-орденоносцы.
Педагоги и воспитанники сохраняют и приумножают традиции прошлых лет: предметные декады, литературные гостиные, речевые перемены, конкурсы, речевые встречи, Дни здоровья, лыжные походы, спортивные праздники, Клуб общения и т.д., бережно хранят все, что было по крупицам собрано их предшественниками, ведут переписку с бывшими выпускниками и ветеранами школы, постоянно пополняют фонды музея новыми экспонатами, документами, которые представляют историческую ценность не только для школы.
Ученическое самоуправление в школе-интернате осуществляется через детское объединение «Солнечный город», которое работает под девизом «Пусть будет много света, радости, тепла и доброты!»
Для занятий с детьми, имеющими нарушения слуха, в школе созданы хорошие условия: приобретена новейшая современная звукоусиливающая аппаратура, есть три компьютерных класса, мультимедиа аппаратура, красивая удобная мебель.
В зависимости от возможностей каждого обучающегося, его способности усваивать программу, учащимся школы-интерната предлагаются разные темпы получения образования, его объем. Неслыщащие дошкольники получают дошкольное образование за 3 года, дошкольники, имеющие тяжелые нарушения речи, принимаются в подготовительную группу с целью подготовки к обучению в начальной школе. Неслышащие школьники получают основное общее образование за 11 лет обучения (или за 12 лет с учетом первого дополнительного класса); неслышащие школьники с интеллектуальными нарушениями получают неполное основное общее образование с дополнительной трудовой подготовкой за 9 лет обучения (или за 10 лет с учетом первого дополнительного класса); учащиеся с тяжелыми нарушениями речи получают начальное общее образование за 4 года (или за 5 лет с учетом первого дополнительного класса).
В рамках реализации новых Федеральных стандартов учащиеся начальной и основной школы помимо урочной деятельности заняты и во внеурочной, где с удовольствием посещают такие занятия, как «Веселый карандаш», «Логоримтика», «Проворный язычок», «Считаем, учимся, играем», «Информатика в играх и задачах», «Спортивные игры» и др. В игровой и непринужденной форме дети получают на таких занятиях многостороннее развитие.
Старшеклассники активно посещают кружки по интересам и спортивные секции.Результаты их работы можно увидеть на городских, областных, Всероссийских выставках. Ребята часто становятся участниками, призерами различных мероприятий, конкурсов художественно-театрализованной направленности. Особенно отличаются наши ученики в спортивных соревнованиях, в том числе Всероссийского уровня, откуда привозят грамоты и медали личного и общекомандного первенства.

Материал подготовила
руководитель школьного
музея Марциновская
Галина Александровна
- При работе над статьей были использованы материалы музея истории школы № 11, копии документов Городского архива: Р-878 Оп. 4 Д. 48-б, л. 1, 17, 19, 23, 24, 29, 30, 33, 38, 43, 44, 48, 49, 57, 60; Оп.1. Д.41. л. 7, 8. 
- Я слышу вас : хроника школы-интерната № 11 / И.М. Гаев. – Шадринск : Исеть, 2003. –95, [1] с.

О нас

Родителям

 Учащимся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 89