Найти

Ветераны

 

Клюева Валентина Михайловна родилась в 1912 году. В 1929 году закончила школу второй ступени с педагогическим уклоном и получила профессию учителя начальных классов. В этом же году начала педагогическую деятельность в школах г. Шадринска учителем начальных классов, затем учителем математики. В 1949 году жизнь привела её в Шадринскую школу № 11 для глухих детей, где Валентина Михайловна стала работать учителем начальных классов. Она быстро освоила специфику работы с глухими детьми. Коллеги отмечали, что Клюева В.М. педагог с большой буквы, исключительно добросовестная, трудолюбивая, вдумчивая и инициативная. Уроки Валентины Михайловны были всегда разнообразными по форме и богатыми по содержанию. Она давала прочные знания детям, прививала навыки самостоятельной работы, учила применять полученные знания в жизни. Дети любили своего учителя за доброту и справедливость, педагоги уважали за мастерство и профессионализм в работе, умение делиться своим опытом. Она была образцом в педагогическом коллективе. Многие выпускники педагога стали ударниками коммунистического труда. В 1967 году Клюева В.М. была награждена значком «Отличник народного просвещения».

Фельдман Генриетта Самуиловна родилась в 1926 году в г. Ленинград. К началу Великой Отечественной войны ей исполнилось 15 лет. Семья уехала в эвакуацию, а Генриетта Самуиловна осталась в блокадном Ленинграде, работала в госпитале, помогала раненым, ночью следила за маскировкой окон. В 1943 году переехала в Шадринск, к семье. С 1949 года Генриетта Самуиловна начала работать в школе №11 для глухих детей, сначала воспитателем, затем учителем (к этому времени она заочно закончила Шадринский педагогический институт, факультет русского языка и литературы).

Геннриетта Самуиловна была учителем полным идей и новшеств, неутомимым организатором школьных праздников, экскурсий, походов. Первая в школе в 1972 году апробировала систему предметно-практического обучения. Она была виртуозом в работе, богатым опытом постоянно делилась с коллегами, проводила много открытых уроков, вела большую общественную работу. Дети ее классов были самостоятельны, дружны и очень активны.

За свой труд была награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», многочисленными грамотами. Ее безумно любили дети. Генриетта Самуиловна проработала в школе 31 год.

Селянина Полина Ивановна родилась в 1914 году. Закончила школу второй ступени и получила среднее педагогическое образование. Педагогическую деятельность начала в школе № 14, затем перешла в школу-интернат № 11 для глухих детей. Работала учителем начальных классов, русского языка и литературы, завучем по учебно-воспитательной работе, была хорошим специалистом, быстро усвоила специфику и методику работы с глухими детьми.

Выпускники вспоминают Полину Ивановну как очень добрую и спокойную учительницу. Она была вдумчивым, талантливым педагогом, много работала над внятностью произношения, учила детей считыванию с губ. В числе первых Шадринских учителей она в 1949 году была награждена медалью за трудовую доблесть, в 1957 году за профессионализм и безупречную работу в школе занесена на городскую Доску Почета, в 1965 году награждена значком «Отличник народного просвещения». На заслуженный отдых ушла в 1969 году.

Шерешкова Любовь Ивановна родилась в 1921 году. Среднюю школу закончила в 1939 году, сразу поступила в Шадринский учительский институт. В 1942 году Любовь Ивановна получила Диплом учителя истории. С 1957 по 1965 годы работала завучем школы № 12 для слепых детей. В 1965 году областной отдел народного образования назначил Любовь Ивановну директором Шадринской специальной школы-интерната №11 для глухих детей, в которой она проработала до августа 1976 года. Любовь Ивановну отличало добросовестное отношение к работе, творческий подход и непрерывное профессиональное совершенствование. Она была волевым, энергичным человеком, обладала даром руководителя, вникала в каждый мелкий вопрос, была строгой и, в тоже время, доброй. К ней можно было прийти за советом по любому вопросу. Она всегда внимательно выслушивала и давала добрый, нужный совет.

При Любови Ивановне школа начала преображаться, о ней стали говорить как о хорошей школе в области. Была поднята на высоту спортивная работа в школе, отремонтирован и расширен спортзал. Кадры для школы она тщательно отбирала. Сурдопедагогов в школе было очень мало и, начиная с 1966 года, на годичные курсы в МГПУ им В.И. Ленина, ЛГПИ им. Герцена ежегодно стали отправлять педагогов.

Директор была и хорошим методистом. Она посещала уроки и занятия педагогов, тщательно разбирала их, давала необходимые советы. Любовь Ивановну очень любили и уважали в коллективе. Ей было дело до всего, даже сценарии к праздникам проходили через ее руки.

Урывская Наталья Андреевна родилась в 1924 году в Воронежской области. В 1941 году закончила школу и сразу поступила на курсы медсестер. Прошла всю войну, участница Курской битвы, была несколько раз ранена. За мужество и героизм награждена Орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени и многочисленными медалями. На фронте познакомилась со своим будущим мужем. После войны они переехали в Шадринск. Наталья Андреевна поступила на учительские курсы и успешно их закончила, получив специальность: учитель русского языка и литературы. Работала учителем в школах г. Шадринска. В 1964 году пришла в школу-интернат № 11 для глухих детей. Работала сначала учителем русского языка и литературы, потом старшим воспитателем. При ней оживилась воспитательная работа школы. Впервые самими ребятами был построен школьный каток. Наталья Андреевна была активной участницей этого строительства.

Педагог она была строгий, требовательный, но справедливый. В коллективе пользовалась заслуженным авторитетом.

Коурова Лидия Ивановна родилась в 1925 году. Родители ее были простыми колхозниками, они приучали детей быть честными, трудолюбивыми, добрыми, прививали любовь к чтению. Когда началась война, Лидия Ивановна еще училась в школе. В 1943 году поступила в Шадринский учительский институт на факультет русского языка и литературы, который  закончила в 1945 году. В школу № 11 она пришла работать в апреле 1945 года. Первые месяцы работы дались ей очень тяжело из-за неумения общаться с глухими. Но настойчивость и самостоятельность помогли ей в короткий срок освоить дактиль и жестовую речь. И с первого сентября 1945 года она начала работать уже учителем начальных классов. Со своим классом Лидия Ивановна дошла до выпуска из школы. В то время педагоги работали с детьми круглогодично: с сентября по май – школа, летом - загородный пионерский лагерь.

Лидия Ивановна была хорошим и грамотным специалистом, всегда стремилась к повышению своих знаний, поэтому, когда ей предложили пройти годичные курсы в г. Ленинград, она с большим желанием туда поехала. И в 1964 году успешно закончила дефектологический факультет в ЛГПИ им. Герцена. Выпускники вспоминают Лидию Ивановну с большим теплом и любовью.

Чащина Ираида Александровна родилась в 1927 году. Закончила школу и в 1948 году поступила в Шадринский педагогический институт на факультет русского языка и литературы, который  закончила в 1950 году, получив специальность учителя русского языка и литературы. В школу № 11 для глухих детей пришла работать в 1957 году. Ираида Александровна начинала учить детей сразу, как только они переступали порог школы, т.е. с «нулевки» и вела их до выпуска. Она была всегда спокойной, уравновешенной, почти никогда не повышающей голос на своих воспитанников. Учила старым классическим методом: размеренно, терпеливо, старалась, чтобы все учащиеся поняли и усвоили материал. Учила глухих детей думать, говорить, общаться речью, помогала детям стать полноценными членами общества. Большое внимание уделяла развитию речи, расширению словарного запаса и считыванию с губ.

Воспитанники Ираиды Александровны отличались высоким уровнем воспитанности и активностью в различных школьных мероприятиях. С огромной теплотой они сейчас вспоминают свою учительницу. В родной школе она проработала 25 лет.

Зубова Евдокия Семёновна родилась в 1928 году. Закончила Шадринский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. В школе-интернате № 11 для глухих детей проработала 16 лет, начиная с 1951 года. Сначала работала воспитателем, затем учителем начальных классов и учителем русского языка и литературы. Несколько лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Евдокия Семёновна показала себя грамотным педагогом, прекрасным организатором и методистом. Учила глухих детей верить в себя, в свои силы, быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Сама была строгим и, в то же время, добрым другом для учащихся. Евдокия Семёновна обладала неуемной энергией и талантом. Педагоги уважали ее за профессионализм. За добросовестный труд награждена Почетной грамотой Курганского Облоно и обкома Профсоюза.

Рупакова Алевтина Аркадьевна, 1935 года рождения. В 1961 году закончила ШГПИ, факультет русского языка и литературы. В 1962 году судьба привела ее в вечернюю школу № 18 для глухих. Там она освоила специфику работы с глухими и в 1965 году перешла в школу-интернат №11, где стала обучать русскому языку и литературе глухих детей. Здесь она проработала до 1990 года.

Алевтина Аркадьевна была профессионалом своего дела. На годичных курсах в МГПУ им. В.И. Ленина получила дефектологическое образование. Ее выделяло добросовестное творческое отношение к работе, высокая трудоспособность, индивидуальный подход. Она находила ключик к сердцу каждого ребенка. Родители выражали Алевтине Аркадьевне благодарность за то, что выпускники, выйдя из стен школы, могли быстро адаптироваться к самостоятельной жизни. Вот что пишет мама Бугаевой Иры в журнале «В едином строю» о своей учительнице: «Это чуткий, отзывчивый человек с большим благородным сердцем, вторая мама для наших ребят».

Короткова Ида Ефимовна родилась в 1936 году. Закончила физико-математический факультет ШГПИ. Всю свою трудовую жизнь она проработала с глухими людьми. Сначала в вечерней школе №18, а затем в школе-интернате №11 (1976-1997 г.г.) Была учителем математики и учителем индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Иду Ефимовну отличало добросовестное отношение к работе, творческий подход и непрерывное профессиональное совершенствование. Она отлично владела спецификой работы с глухими, учила детей думать, говорить, общаться с окружающими слышащими людьми. Долгое время Ида Ефимовна была руководителем методического объединения учителей естественно-математического цикла. Всегда спокойная, добрая и отзывчивая Ида Ефимовна привлекала к себе детей.

За свой труд педагог награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения СССР», медалью «Ветеран труда» и многочисленными грамотами.

Глубоковская Ида Александровна родилась в 1939 году. В 1961 году Ида Александровна закончила Шадринский пединститут, физико-математический факультет. Педагогический стаж ее составляет 57 лет, из них 56 лет она посвятила глухим детям, 53 года проработала в специальной (коррекционной) школе-интернате № 11. За свою трудовую деятельность в школе-интернате Ида Александровна работала учителем математики, старшим воспитателем, завучем по учебно-воспитательной работе, воспитателем. Чтобы усвоить специфику работы с глухими, ею были окончены годичные курсы при МГПИ им. В.И. Ленина по дефектологическому направлению. Получила специальность: учитель школы глухих и слабослышащих. На протяжении многих лет являлась сурдопереводчиком, наставником молодых специалистов и начинающих работать в школе педагогов. Во время преподавания Глубоковской И.А. математики, для детей этот предмет был самым любимым. На своих уроках Ида Александровна учила рассуждать, думать, анализировать. Двое учащихся последнего выпуска педагога выбрали профессии с математическим уклоном. Большое внимание учитель уделяла внеклассной работе по предмету, прививая любовь к математике. Огромная работа проводилась по формированию дружного классного коллектива.

Последние годы педагог руководила школьным музеем, ею накоплен большой материал по поисковой работе, изучению истории развития школы, собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны, ветеранах педагогического труда и о выпускниках школы. По инициативе Иды Александровны в школе-интернате возобновил свою работу киноклуб «Факел», открыт и успешно функционирует кружок «Мимическое пение», который стал любимым не только у глухих школьников, но и у многих педагогов. У кружковцев раскрываются артистические способности, они учатся свободно выступать на сцене, верить в себя, в совершенстве овладевают жестовым языком. Воспитанники педагога - дипломанты городских, областных, Всероссийских конкурсов жестового пения. Ни один праздник в школе не проходил без их выступления.

Выпускники Иды Александровны, продолжая обучение в гг. Шадринске, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, успешно адаптировались в среде слышащих, выступали на концертах в своих учебных заведениях. В настоящее время они не теряют связь со своим наставником, приходят в школу за помощью и советом.

Ида Александровна обладает высоким уровнем коммуникативной компетентности, умением организовать, увлечь, найти подход к каждому ребенку. Ей присущи доброта, талант, терпение, творческий потенциал. Глубокие профессиональные знания, трудолюбие и ответственное отношение к делу снискали заслуженное уважение коллег, обучающихся и их родителей. Труд педагога отмечен медалью «Ветеран труда», нагрудным значком «Отличник народного просвещения», нагрудным значком «Отличник Всероссийского общества глухих», Благодарственным письмом Губернатора Курганской области, знаком Всероссийского общества глухих «За особые заслуги», многочисленными грамотами различных уровней.

Лебедева Нина Константиновна родилась в 1940 году. Среднюю школу закончила в г. Пышма. В 1961 году поступила учиться в Шадринский педагогический институт на педагогический факультет. Успешно закончила его в 1965 году и получила специальность: учитель начальных классов. После института в течение двух лет работала учителем начальных классов в д. Макарова Шадринского района.

В школу-интернат № 11 Нина Константиновна пришла в 1967 году воспитателем с глухими школьниками. В 1968-1969 гг. училась на годичных курсах в г. Москве в МГПИ им. В.И. Ленина на дефектологическом отделении. Лекции по дошкольной сурдопедагогике читала сурдопедагог, кандидат педагогических наук Леонгард Эмилия Ивановна, она же заведовала и практикой.

Получив специальность учителя-дефектолога Нина Константиновна стала работать сурдопедагогом в дошкольной группе. Она с большим успехом занималась с неслышащими дошкольниками по системе Э.И. Леонгард. Дети, закончив обучение в дошкольной группе хорошо подготовленными, владея речью, приходили в первый класс.

Последние 13 лет своей педагогической деятельности Нина Константиновна была учителем индивидуальной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих детей. Воспитанники педагога отличались высокой речевой активностью и хорошей внятностью произношения.

В школе-интернате Нина Константиновна проработала 40 лет. За безупречный добросовестный творческий труд награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения». В коллективе педагогов, учащихся и их родителей пользовалась заслуженным уважением и авторитетом.

Осминин Владимир Иванович родился в 1945 году. Школа, ШГПИ (физико-математический факультет), армия, возвращение в родную Ольховскую школу. С 1975 года начинается его управленческая деятельность: директор Ольховской, Ключевской школ, затем начальник управления народного образования Шадринского района. С 1997 года по 2012 год возглавлял специальную (коррекционную) школу-интернат № 11 для неслышащих детей. Имея большой опыт управления, владения формами научно-обоснованного прогнозирования, видя перспективу развития школы-интерната, он умело ставил цели и задачи перед педагогическим коллективом, добивался их реализации. За это время в школе сложился сплоченный, творческий, развивающийся педагогический коллектив. Под руководством Владимира Ивановича педагоги и учащиеся достигали высоких результатов в различных видах деятельности. Особое внимание директор уделял спортивной работе. Учащиеся школы не раз становились победителями и призерами спортивных соревнований областного и Всероссийского уровней.

По инициативе Владимира Ивановича в 2000 году в школе были открыты классы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые функционируют и по сегодняшний день. В этот период завязались дружеские отношения с коллегами специальных (коррекционных) школ-интернатов России и Республики Казахстан. Школа получила известность далеко за пределами Курганской области, а директор стал дипломантом общественного движения «Добрые люди мира».

Педагоги находились в постоянном творческом поиске, активно участвовали в экспериментальной работе, внедряли инновационные методы в обучение и воспитание детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи. С 2001 по 2008 год в школе работали экспериментальные площадки школьного, областного и федерального уровней.

Как директор, он старался, чтобы его коллектив был высоко профессионален, поэтому создал все условия для развития мастерства и педагогического таланта учителей и воспитателей через профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации. Вместе с педагогами учился и сам. Получил дефектологическое образование. По его просьбе в филиале Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова был открыт дефектологический факультет, обучение и переподготовку прошли практически все работающие в то время педагоги. Процент педагогов, имеющих дефектологическое образование в годы работы Владимира Ивановича, был самым высоким за всю историю школы.

Педагоги школы щедро делились опытом работы через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, через проведение мастер-классов, размещение материалов на различных педагогических сайтах.

Владимир Иванович много работал над улучшением материальной базы школы, что способствовало повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Благодаря умелому руководству Владимира Ивановича школа сохранила опыт сотрудничества с общественными организациями, образовательными учреждениями города и области.

За свой труд Владимир Иванович был удостоен Почетного звания «Заслуженный учитель РФ», награжден нагрудным значком «Отличник народного просвещения СССР», нагрудным значком «Отличник Всероссийского общества глухих», многочисленными грамотами различных уровней.

Общий стаж работы Владимира Ивановича составляет 43 года, педагогический стаж – 33 года, в школе-интернате № 11 он проработал 15 лет.

Самохвалова Альбина Викторовна родилась в 1946 году. После окончания школы она, не задумываясь, идет учиться в ШГПИ, заканчивает факультет русского языка и литературы. В 1972 году Альбина Викторовна поступила на работу в школу-интернат №11 для глухих детей. Закончив годичные курсы при МГПИ им. В.И. Ленина, курсы при ЛГПИ им. Герцена, Альбина Викторовна стала работать учителем слухового кабинета – главного кабинета в школе глухих.

Это педагог по призванию, выполняющий свое дело вдохновенно, творчески, с глубокой верой в ученика. Альбина Викторовна воспитывала у глухих детей желание и потребность в речевом общении, привлекала их к участию в деятельности класса, школы, семьи, к общению со слышащими людьми, проводила множество речевых встреч. Все это, в конечном итоге, помогало глухим школьникам преодолеть боязнь и неуверенность в общении со слышащими. Дети всегда шли на урок в слуховой кабинет с большим желанием. Альбина Викторовна была отличным методистом, оказывала помощь учителям и воспитателям в изучении специфики работы с глухими, в освоении инновационных технологий. Руководила работой спецсеминаров «Обучение произношению неслышащих школьников» и «Школа дефектолога». Под особым контролем была организация работы с детьми, имеющими кохлеарный имплант.

Альбина Викторовна постоянно совершенствовала свое педагогическое мастерство, щедро делилась опытом работы среди коллег школы, города, области: проводила открытые уроки и занятия, готовила мастер-классы, выступала на спецсеминарах, совещаниях. Она являлась инициатором всех новых начинаний в школе. Альбина Викторовна – автор экспериментальной программы по аудиовизуальному курсу верботонального метода. С ее участием подготовлены учебные пособия по развитию речи. Педагоги и обучающиеся школы успешно используют их на практике.

Она вдохновитель и режиссер-постановщик театральных новогодних спектаклей, конкурсов агитбригад, речевых праздников, встреч со слышащими людьми, концертов для ветеранов, проводимых в школе и за её пределами. Под ее руководством проходила подготовка к смотрам художественной самодеятельности.

На протяжении многих лет Альбина Викторовна возглавляла профсоюзную организацию работников образования г. Шадринска. Труд педагога по достоинству отмечен многочисленными наградами. Она удостоена Почетного звания «Заслуженный учитель РФ», награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, Почетной грамотой Курганского регионального правления Всероссийского общества глухих.

В школе-интернате Альбина Викторовна проработала 42 года. В коллективе педагогов, учащихся и их родителей пользовалась заслуженным уважением и авторитетом. 

 

  

 

О нас

Родителям

 Учащимся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 89