Найти

Школа дефектолога

 
 

Школа дефектолога. Лекция №1 (2021-2022 уч.г.)

Психофизиологический механизм восприятия и воспроизведения речи.

План

1.? Структура речевого аппарата.

2.? Органы периферического отдела речевого аппарата.

3.? Центральный отдел речевого аппарата.

4.? Сенсорная база устной речи у детей с недостатком слуха.

Основные понятия: речевой аппарат, периферический отдел речевого аппарата, центральный отдел речевого аппарата, надставная труба, дыхание, дыхательный аппарат, зрительный анализатор, кожный анализатор, двигательный анализатор.

Живое общение посредством устной речи представляет собой двусторонний процесс, протекающий при участии по меньшей мере двух партнеров, из которых один (отправитель) говорит, т.е. передает то или иное сообщение, а другой (адресат) слушает, т.е. принимает это сообщение.

Человек обладает способностью говорить и воспринимать устную речь благодаря нашим органом речи и слуха.

Речевой аппарат состоит из периферического и центрального отделов.

К периферическому отделу относятся вся совокупность исполнительных органов речи, построенных из костной и хрящевой  ткани, из мышц и связок, а также двигательные и чувствительные нервы, с помощью которых управляется работа этих органов.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов.

Органы периферического отдела речевого аппарата составляют следующие три его части:

1. Легкие с системой дыхательных мышц и проводящие дыхательные пути - бронхи, трахея (дыхательное горло).

2. Гортань с голосовыми складками.

3. Надставная труба - система полостей, расположенных выше  гортани (глотка, рот и нос). Первая часть речевого аппарата подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса,  а третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр. Но главное назначение надставной трубы - образование звуков речи (Такие звуки, как украинское "г" или немецкое h, образующиеся непосредственно в гортани, встречаются сравнительно редко, а в русском языке они отсутствуют).

Дыхательный аппарат. Главная функция дыхательного аппарата - осуществление газового обмена, необходимого для жизни организма. С помощью дыхательного аппарата организм снабжается  кислородом и освобождается от углекислого газа.

Обычно различают три основных типа дыхания: брюшной, или диафрагматический,  реберный и ключичный.

Дыхание, представляющее сочетание брюшного, грудного и ключичного типа, называется глубоким, или полным.

Речевое дыхание отличается от обычного (покойного) рядом особенностей. Дыхание при речи характеризуется значительным преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха, иначе говоря, вдох при речи короткий, а выдох — длительный.

Длительность выдоха необходима для слитного произнесения слов во фразах, которое облегчает слушающему понимание речи. Краткость вдоха позволяет избежать длительных дыхательных пауз, которые могли бы замедлить процесс общения, затруднить схватывание мысли, заключенной в развернутой  фразе.

Гортань. При выдохе, а следовательно, и во время речи воздух из легких поступает в бронхи, оттуда в трахею, а из трахеи в гортань. Скелет гортани состоит из нескольких хрящей. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, на нем сидит щитовидный хрящ, который состоит из двух стенок, соединенных между собой почти под прямым углом, обращенным кпереди. Расходящиеся кзади стенки щитовидного хряща заключают между собой печатку перстневидного хряща, так что получается хрящевая трубка, служащая продолжением трахеи. Сверху на печатке перстневидного хряща симметрично расположены два черпаловидных хряща. К щитовидному хрящу   прикреплен   надгортанный   хрящ,   или  надгортанник,   который имеет обычно форму языка и обращен своим свободным концом кверху. При глотании пищи надгортанник играет роль клапана, закрывающего  вход в  гортань.

Угол щитовидного хряща образует на шее заметный выступ, который носит название адамова яблока, или кадыка.

Все эти хрящи соединяются между собой целой системой мышц и связок. Особенно важны для образования голоса внутренние мускулы гортани, или голосовые складки. Они имеют вид двух губ, выступающих навстречу друг другу. Голосовые складки могут то смыкаться, преграждая путь воздуху, поступающему в трахею, то размыкаться, образуя так называемую голосовую щель. При покойном дыхании голосовая щель широко раскрыта.

При фонации (голосообразовании) голосовые складки сближаются и колеблются: они попеременно то смыкаются, закрывая голосовую щель, то размыкаются на мгновение, чтобы вслед за тем снова сомкнуться.

Чем сильнее размах колебания голосовых складок, тем громче звучит голос; чем чаще они колеблются, тем выше тон голоса.

Наряду с обычным звучным голосом мы пользуемся нередко шепотом. При шепоте голосовые складки смыкаются, но не на всем своем протяжении, так что в заднем отделе гортани образуется более или менее узкая щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, который мы называем шепотным голосом.

Возникающий в гортани звук голоса сравнительно слаб. Свою силу, а также окраску, или тембр, он приобретает главным образом благодаря надставной трубе.

В зависимости от того или иного положения органов произношения, т. е. той или иной формы надставной трубы, получается то звонкий голос, то тусклый, то гнусавый, то сдавленный и т. д.

В голосе обычно различают три регистра: грудной, головной (фальцет) и смешанный (микст). Микст представляет собой переходный регистр от грудного к головному.

К грудному регистру относятся нижние тона голоса, к головному — верхние, а к миксту — средние. В пении в равной степени используются все три регистра, в разговорной же речи — преимущественно микст.

Надставная труба. Как уже было указано, над гортанью расположена глотка. Верхняя часть глотки, или носоглотка, сообщается спереди посредством двух отверстий, так называемых хоан, с полостью носа. Средняя же часть глотки сообщается посредством зева с полостью рта.

Полость рта находится между верхней, неподвижной, и нижней, подвижной, челюстями.

В полости рта для нас важно различать: внизу — нижние зубы с их деснами, нижнюю губу, вверху — верхнюю губу, верхние зубы, верхние десны и альвеолы, твердое нёбо и мягкое нёбо, оканчивающееся язычком. В ротовой полости находится язык. Следует различать кончик и передний край (лезвие) языка, боковые края языка и спинку языка с ее передней, средней и задней (корневой) частями.

Над ротовой полостью расположена полость носа, разделенная вертикальной перегородкой на две симметричные половины. Спереди носовая полость открывается двумя грушевидными отверстиями; сзади посредством хоан она сообщается с носоглоткой.

При выдохе или в момент речи струя воздуха, поступающая из гортани, попадает в глотку и далее в рот или через носоглотку в нос.

Полость носа составляет неподвижную часть надставной трубы. В то же время находящиеся в ротовой полости язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть отличаются своей подвижностью и носят название активных органов произношения. Производя различные движения, принимая самые разнообразные положения, язык и губы видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т. д. Поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, мягкое нёбо закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.

Благодаря деятельности активных органов произношения, называемой артикуляцией, получаются звуки речи. Своеобразие акустической природы каждого звука речи обусловлено особенностями его   артикуляции.

Аппарат слуха, или слуховой анализатор, состоит из трех отделов — периферического, среднего (проводникового) и центрального.

Периферический отдел составляют наружное, среднее и внутрен внутреннее  ухо.  Первое  включает  ушную  раковину,   наружный  слуховой проход и барабанную перепонку, второе — барабанную полость с системой слуховых косточек и ее придатки в виде слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей барабанную полость с носоглоткой, и сосцевидного отростка, третье — лабиринт: улитку (его слуховой отдел), преддверие и полукружные каналы (орган равновесия). Наружное и среднее ухо проводят звуковые колебания во внутреннее ухо, где эти колебания вызывают раздражение слуховых нервных клеток кортиева органа, выполняющего функцию рецептора звуковых колебаний. Здесь происходит преобразование энергии звуковых колебаний в энергию нервного возбуждения.

Проводниковый отдел слухового анализатора включает слуховой нерв, а также проводящие нервные пути и клетки промежуточных центров в стволовой части мозга. Он обеспечивает доставку нервных импульсов в центральный отдел слухового анализатора — в слуховые области коры головного мозга, находящиеся в его височных долях. В коре происходит высший анализ и синтез слуховых раздражений, что служит физиологической основой дифференцированного и обобщенного восприятия звуков.

Область слухового восприятия у человека с нормальным слухом ограничена по частоте и силе звука. Ухо воспринимает звуки, обладающие частотой не ниже 16 и не выше 20 000 Гц. Наименьшая сила звука, необходимая для его обнаружения, называется порогом слухового ощущения, который оказывается далеко не одинаковым для звуков разной частоты. Наиболее низкие пороги отмечаются для частот от 1000 до 3000 Гц. В этом диапазоне ухо наиболее чувствительно. Измерение силы звука от нулевого уровня ведется в децибелах. Увеличение силы звука от определенного уровня приводит к нарастанию ощущения громкости, а при повышении этого уровня вызывает ощущение давления или даже боли. Сила звука, при которой возникает такое ощущение, называется порогом дискомфорта. Для средних частот (1000—3000 Гц) этот порог достигается при усилении звука до 130 дБ. Пороги ощущения и дискомфорта, различные для тонов разной  частоты,   определяют  область  слухового  восприятия.   Внутри этой области можно выделить ту ее часть, которая особенно важна для восприятия речи. По частоте она располагается в диапазоне от 500 до 3000 Гц, а по силе — от 50 до 90 дБ над нулевым уровнем.

Следует, однако, напомнить, что частотный диапазон звучащей речи в действительности значительно шире, что имеет важное значение для оценки возможностей ее восприятия при нарушенном слухе.

Особая роль в восприятии устной речи отводится кожному анализатору, благодаря которому обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение тех или иных фонетических элементов речи. Приложенной к собственной гортани рукой глухой может ощутить вибрацию гортани при колебании голосовых складок. Таким способом глухой в состоянии установить различие между вокализованными и невокализованными звуками. Благодаря кожному анализатору глухой получает такую информацию о работе речевых органов, которая недоступна зрительному анализатору.  Но сама по себе эта информация явно неполна, нечетка, недостаточна для характеристики того или иного фонетического элемента и не может служить достаточно надежной базой для усвоения произношения.     

Возможности  двигательного  анализатора  для восприятия речи, другого человека очень ограниченны. Для глухих подобное использование двигательного анализатора в связи с осязательным восприятием речевых движений рукой играет  лишь подсобную роль при обучении произношению.

В то же время исключительно важная роль принадлежит двигательному анализатору благодаря тем проприоцептивным импульсам, которые поступают в мозг от самих движущихся речевых органов. Вместе с нервными импульсами от слизистых оболочек, выстилающих   речевые органы и приходящих в соприкосновение или деформирующихся при артикуляционных движениях, они составляют основу речевых кинестезии. Использование кинестетических импульсов от речевых органов может в некоторых случаях служить отправным моментом в  работе над артикуляцией. Это имеет место в тех случаях, когда речевые органы глухого пассивно приводятся в то или иное положение или движение посредством механического на них воздействия. Примером могут служить общеизвестные приемы нажима шпателем на язык при постановке фонемы к или колебание шпателем переднего края языка при постановке фонемы р. В подобных случаях у глухого возникает первичный кинестетический образ артикулируемой фонемы, который в дальнейшем служит опорой для активного, произвольного воспроизведения артикуляции.

Вопросы для самоконтроля:

1.? Перечислите основные структурные компоненты речевого аппарата?

2.? Назовите отделы, из которых состоит аппарат слуха, или слуховой анализатор?

3.? В чем заключается возможности кожного анализатора для самоконтроля над произношением при нарушениях слухового анализатора?

4.? Охарактеризуйте возможности  двигательного  анализатора  для восприятия речи при нарушениях слуха.

Литература:

1.? Рау, Ф.Ф. Методика Обучения произношению в школе глухих [Текст]: пособие для учителей/ Ф. Ф. Рау, Н.Ф. Слезина.– М.: Просвещение, 1981.– С. 7-12, 21-26.

2.? Носкова, Л. П. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 35 - 44.

Рекомендуем к изучению:

https://sitekid.ru/chelovek/voprosi_o_cheloveke/kak_my_slyshim.html

Видео:

https://yandex.ru/video/preview/?text=как%20мы%20слышим%20речь%20других%20людей%20с%20точки%20зрения%20физических%20закономерностей&path=wizard&parent-reqid=1634189310117961-10162936068251541369-sas3-0939-d85-sas-l7-balancer-8080-BAL-6272&wiz_type=vital&filmId=12247207151312962308&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F288402442866

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7853588363573599556&reqid=1634189872434535-1895059352448959579-vla1-5155-vla-l7-balancer-8080-BAL-6815&suggest_reqid=767622320154830370598831862785278&text=как%2Bработает%2Bречевой%2Bаппарат&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DhgyZDdW3bDk

Материал подготовила: учитель-дефектолог Шарова Н.В.          


Школа дефектолога «Гнусавость открытая и закрытая».

01.04. 2020 – 2021 год.

Сообщение подготовлено учителем индивидуальной работы Замираловой Е. А. 

Различают гнусавость открытую и закрытую.

Причина возникновения данного дефекта.

Неправильное участие в артикуляции носового резонатора (мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос). Дефект стойкий и требует к себе большого внимания. Этот грубый дефект, резко отрицательно сказывается на разборчивости речи. Опора на слух глухого ученика при устранении этого дефекта мало эффективна; поэтому вместе со слухом следует использовать тактильно вибрационный контроль (палец, приложенный к крылу носа).

Гнусавость (открытая).

Встречается  при произнесении гласных звуков А, О, У, Э, И.

Этот дефект относится и к дефекту голоса.

- Причина.

Неправильное участие в артикуляции носового резонатора (мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос).

- Способ устранения:

тактильно – вибрационный контроль, одна рука ученика прикладывается к его шее в области гортани (контроль голосовых складок), другая подносится ко рту (контроль воздушной струи воздуха).

- Рекомендуемые упражнения:

произнесение гласных на твёрдой атаке  (кратко) А – А – А – А – А.

Открытая гнусавость на В.

- Причина.

 Неправильное участие в артикуляции носового резонатора (мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос), если нижняя губа образует плотную смычку с верхними резцами, воздух проходит через нос, получается губно – зубное М. (например: восемь – мосемь, девять - демять).

- Способ устранения:

тактильно – вибрационный контроль, рука ребёнка прикладывается к его шее (контроль голосовых складок), другая подносится ко рту (контроль воздушной струи воздуха).

Рекомендуемые упражнения.

- Энергичное протяжное произнесение в _____, при котором хорошо ощущается сильная воздушная струя выдыхаемого воздуха.

- Изолированное произнесение.

- В прямом слоге.

- В обратном слоге

- В стечении согласных. 

 Гнусавость закрытая.

При произнесении согласных носовых звуков  М, Н.

Закрытая гнусавость, при которой вместо М получается Б или П, (например: мама – баба, папа), а иногда и сочетание МБ или МП (например: мама – мбамба, мпампа).

- Причина.

1)При произнесении ошибочного – баба, мбамба – оказывается поднятым или поднимается в последний момент мягкое нёбо.

При проговаривании ошибочного – папа, мпампа – происходит размыкание голосовых складок.

2) недостаток может быть вызван затруднённой проходимостью или полной непроходимостью воздуха через нос вследствие насморка, аденоидных разращений, полипов.

- Способ устранения:

тактильно – вибрационный контроль, рука ребёнка прикладывается к его шее (контроль голосовых складок), другая прикладывается к крылу или щеке.

Рекомендуемые упражнения.

- Начать с протяжного произнесения звука М.

- Отрабатывается на обратном слоге (АМ).

- В прямом слоге. Если возникает затруднение, то следует произносить  звуки с паузой М – А. Затем пауза сокращается и учитель следит за  плавным разжатием губ после звука М.

- Обратиться к врачу.

 Усвоив правильное произношение слова МАМА, ещё возникает трудность в произношении звука М. Сюда относятся слова, в которых звук М стоит перед гласными У или И (Ы) (например: мыло – мбыло, Миша – Мбиша)

- Способ устранения:

тактильно – вибрационный контроль, рука ребёнка прикладывается к его шее (контроль голосовых складок), другая прикладывается к крылу или щеке.

Рекомендуемые упражнения.

- Начать с протяжного произнесения звука М.

- Отрабатывается на обратном слоге (АМ).

- В прямом слоге. Если возникает затруднение, то следует произносить  звуки с паузой М – А. Затем пауза сокращается и учитель следит за  плавным разжатием губ после звука М.

- Обратиться к врачу.

Закрытая гнусавость при Н.

1) Вместо Н получается Д или Т. А также сочетание НД или НТ.

Необходимо проверить в первую очередь звук М и вести параллельно работу над М и Н. Если же закрытая гнусавость коснулась звука Н, то работа ведётся следующим образом.

Рекомендуемые упражнения.

- Произнесение протяжного М, обратить внимание на вибрацию носа.

- Произнесение протяжного Н, обращает внимание на его звучание (используя остатки слуха), видеть артикуляцию и осязать вибрацию носа.

- Обратные слоги.

- прямые слоги.

 Носовой призвук перед взрывными глухими согласными МП, НТ, НК. В этом случае слова лото, рука звучат соответственно как  лонто, рунка.

- Причина.

Неправильное участие в артикуляции носового резонатора (мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос).

- Способ устранения:

тактильно – вибрационный контроль (палец, приложенный к крылу носа).

 Школа дефектолога

«Дефекты речи - сонантность».

01.04. 2020 – 2021 год.

Сообщение подготовлено учителем индивидуальной работы Замираловой Е. А. 

- Сонантность – самый грубый дефект воспроизведения звуков.

- Этот дефект оказывает влияние на разборчивость речи.

- Он м. б. избирательным – распространяется на отдельные звуко - комплексы.

- Иногда сонантность охватывает все звуки одновременно

С, Ш, Х, З, Ж, Ц, Ч, Щ.

- Основная причина возникновения дефекта:

1. смыкание и вибрация голосовых складок,

2. недостаточно узкая щель между языком и мягким нёбом.

При таком дефекте вместо С, Ш, Х слышится гласный напоминающий

И – Ы.

Например:

восемь – войэмь, карандаши – карандайи, цыплёнок – йыплёнок,

ключ- клюй.

Устранение:

- постановка хорошего С,

- Сопоставление слогов – СА – ЙА, АСА – АЙА, слов семь – йемь.


 «Дефекты произношения неслышащих учащихся»

01. 04. 2020 - 2021 уч. год.

Докладчик Замиралова Е.А. 

            Учащиеся школы неслышащих имеют самые разнообразные дефекты речи, и сегодня на практическом занятии мы поговорим об основных дефектах, которые считаются достаточно распространёнными в нашей школе. Практическое занятие также предусматривает упоминание об основных причинах дефектов и способах их коррекции.

1. Боковая артикуляция – грубый дефект.

(Лапка – луба) шапка – шуба.

Основная причина – неправильная позиция языка.

Коррекция – нужно, чтоб язык был широким и края языка прижаты к коренным зубам.

2. Сонантность – самый грубый, стойкий дефект.

(ыапка – войэмь) шапка  -  восемь

Основная причина – смыкание и  вибрация голосовых складок, недостаточная узкая щель между языком и мягким небом.

Коррекция – в первую очередь получить хорошее С, Ш и с помощью остатков слуха помочь уловить разницу между звуком С, Ш и гласным звуком (заменяющим).

3. Озвончение – считается грубым дефектом.

(лиза – жапка) лиса - шапка

Основная причина – неправильная работа голоса.

Коррекция – сначала слуховой и зрительный контроль, если не удается исправить, то прибегаем к тактильно – вибрационному контролю.

4. Смягчение - считается грубым дефектом.

(лися – шяпка) лися - шапка

Основная причина – чрезмерный подъем языка (палатализация).

1) язык очень придвинут к  передним резцам (щель образуется не у альвеол, а у зубов;

2) язык находится в нижней позиции.

Коррекция – по подражанию или показ на руках, что язык несколько нужно отодвинуть.

 5. Далекая артикуляция – дефект более грубый, чем смягчение

(ношь – хуба) нос - шуба

Основная причинная – перемещение языка в глубь.

 Коррекция – по подражанию, потом показать правильное и неправильное положение с помощью кистей рук.

6. На месте звуков Ш, Х произносится С,

солод – холод; сар – шар.

Основная причина – незаконченная постановка звуков Ш, Х.

Коррекция – начать работу с постановки звука.

7. Призубностьне очень грубый дефект.

(танки – санки)

Основная причина 1 –  язык «не утоплен» за нижними резцами и закрывает щель между зубами.

Коррекция – по подражанию показать перед зеркалом правильное положение языка, различать воздушную струю.

Основная причина 2 неправильный прикус.

Коррекция – по подражанию, нижние резцы несколько сзади, чем верхние.

8. Щечное Ш – грубый дефект.

Основная причина – язык не принимает участия в артикуляции, щель образуется между нижней губой и верхними зубами.

Коррекция - постановка звука снова.

        Предложение. Организовать практикум по коррекции звуков, с учетом специфики работы для учителей дефектологов, учителей предметников, воспитателей.

  

Школа дефектолога. 

«Способы постановки звука «П».

 Дефекты и их устранение».

Докладчик: Замиралова Е. А. 

 Артикуляция  звука «П».

1. ГУБЫ СЖАТЫ; нижняя губа нажимает на верхнюю; в зависимости от последующего гласного звука обе губы меняют положение при ПО, ПУ- вытягиваются или притягиваются  к зубам при ПЕ, ПИ.

2. ВЕРТИКАЛЬНОЕ  РАССТОЯНИЕ между РЕЗЦАМИ – в зависимости от следующего гласного звука, что можно проверить пальцем, положенным на край нижних резцов, при произнесении сочетаний ПА, ПО, ПУ, ПА, ПЕ, ПИ.

3. ЯЗЫК во время произнесения согласного звука занимает положение уже следующего гласного звука, что может быть проверено пальцем, сквозь зубы и положенного на переднюю половину языка при произнесении ПА, ПО, ПУ, ПЕ, ПИ, ПЫ.

4. МЯГКОЕ НЁБО поднято так, что выдох не происходит через нос.

5. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ – раскрыты и не вибрируют.

6. НАПРЯЖЕНИЕ ВЫДЫХАЕМОГО ПОТОКА ВОЗДУХА сильное.

7. ребёнок видит крепко сжатые губы и их взрыв

8. неслышащий ребёнок осязает на тыльной стороне кисти руки взрыв и последующий тёплый выдох.

Постановка звука «П».

Обычно постановка звука начинается по говорению со звука «А» или со слогов и слов, составленных из согласного П и гласного А. Так как эти звуки хорошо всеми воспринимаются и считываются с губ. Постановка даётся легко: по подражанию. Ребёнок смотрит на губы, на их внезапное размыкание, осязает на тыльной поверхности руки удар тёплого воздуха. Контролирует перед зеркалом.

Для предупреждения дефектов учитель избегает:

- чрезмерного сжатия губ,

- отдёргивания нижней челюсти,

- слишком сильного выдоха,

Речь учителя д. б. естественной.

Необходимо отрабатывать звук в обратных, и закрытом слогах.

Дефекты произношения.

1.   недостаточно плотная смычка губ.

Причина.

Воздух пропускается и получается двугубное Ф или дутьё.

Устранение.

Перед зеркалом показать смыкание и размыкание губ, опуская нижнюю челюсть. Контроль перед зеркалом и на тыльной стороне руки, а также полоска бумаги перед ртом ребёнка, показать, что струя воздуха резкая, а не плавная.

2.   губы сжаты чрезмерно, судорожно.

Причина.

неверный показ учителя, утрированный, неестественный.

Устранение.

Показать ребёнку в зеркале и на тыльной стороне руки, что

Губной затвор и взрыв совсем слабые.

3. зубы стиснуты;

Причина

Склонность к «процеживанию речи сквозь зубы» это приводит к невнятности речи

Устранение.

Показ перед зеркалом стиснутых и раздвинутых зубов. Потом смыкание и размыкание губ. Механический способ деревянная пластина между зубами.

4. НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ иногда отдергивается, когда звук П – последний в слове, слоге.

Причина.

Артикуляция способствующая образованию привычки произносить «П» и взрывные согласные в конце слова с прибавлением краткого «Ы» «Э».

Устранение.

Делать упр. перед зеркалом в артикуляции губ без движения челюсти с легким придыханием  после взрыва губ «П,П,П,» в обратных слогах.

    5.ЩЁКИ раздуваются

Причина.

    ЩЁКИ раздуваются при  чрезмерно сильном выдохе.

    Устранение.

    Показать надувание щёк и щеки при произношении звука «П»

    Тактильное ощущение на тыльной части руки.

6. Язык оттянут.

    Причина.

    Неверное положение языка.

Устранение.

Механическим способом, шпателем опустить спинку языка.

  7. Язык близко.

Причина.

Выгнут язык сильно.

Устранение.

Показать верное положение языка.

8. Мягкое нёбо опущено.

Причина.

Выдыхаемая струя воздуха проходит через нос.

Устранение.

При произношении во время смычки закрывать нос.

9. Голосовые связки

Причина.

(не вибрируя),  во время смычки губ плотно закрываются, и воздух, находящийся в полостях рта и глотки, выжимается, причём получается взрыв губ, похожий на звук при откупоривании бутылки; этот недостаток переносится и на другие взрывные звуки и мешает плавному соединению с гласными:

Устранение.

Утрировать выдох после смычки и взрыва губ, давать ученику на тыльной поверхности руки осязать ток воздуха или начать с дутья, затем произвести смычку, взрыв и снова выдох; но при этом приеме есть опасность, что придыхание после «П» останется и перенесётся на все смычные согласные.

 10. Голосовые связки вибрируют.

Причина.

 вместо «П» получается «Б»; этот недостаток в  привычке издавать при закрытом рте звуки, напоминающие голубиное воркование; этот дефект обыкновенно трудно поддается устранению; благодаря чёткому ощущению действия голосовых связок получается стойкая привычка к этому «голубиному» звуку;

Устранение.

приложенной к гортани и к шее рукой дать ученику ощущать отсутствие вибраций; временно установить придыхание и сделать взрыв.

11. Напряжение выдыхаемого тока воздуха

Причина.

 чрезмерно сильное (придыхание), или слабое (почти без взрыва); этот недостаток повторяется при звуках т и к;      Устранение.

показать силу выдоха на тыльной поверхности руки, на бумажной полоске, на пёрышке, на пламени свечки и т.п.

12. Вместо выдоха и взрыва

Причина.

нередко дети произносят чмокание, всасывая воздух; этот же недостаток сказывается и на других взрывных (Т и К) в виде щелканья

Устранение.

Показать действие взрыва на бумажной полоске, ватном шарике, на приборе с целлулоидным или ватным шариком.

 Школа дефектолога.

«Способы постановки звука «Х».

 Дефекты и их устранение».

Докладчик: Замиралова Е. А.

Артикуляция звука в норме.

- Губы растянуты слегка в улыбке.

- Зубы сближены.

- Кончик языка опущен.

- Спинка языка поднята к нёбу и соприкасается с ним, образуя по средней линии узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух.

- Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

-  Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

Постановка звука.

- Звук Х ставится от звука С.

- Постановка проходит в три этапа.

- Ребёнку предлагается произнести слог СА, причем звук С___ протяжным д. б.

- В это время педагог пальцем или шпателем прижимает переднюю часть спинки языка; получается нечто среднее между СЯ и ША.

- Затем нажим производится несколько глубже – слышится ХЯ.

- Наконец, палец или шпатель продвигается ещё глубже, пока не послышится отчетливое Х___А.

- В течение всего этого времени ребёнок должен стараться произносить звук С____ протяжно.

        Нужно помнить, что длительное произнесение звука С может вызвать утомление ребёнка.

Недостатки произношения звука Х.

1. Вместо Х слышится просто выдох.

Язык пассивен или недостаточно поднят.

Исправление:

ставить звук заново, применяя способы указанные выше.

2. Х заменяется звуком К.

Недостаток – между языком и нёбом образуется не щель, а смычка.

Исправление:

Почувствовать разницу выдыхаемой струи плавно и толчком, на тыльной стороне ладони.

3. Х звучит мягко (мухя, хёрошо).

Недостаток обусловлен слишком передним положением языка.

Исправление:

Показать перед зеркалом, что язык несколько д.б. оттянут назад правильное  положение языка. С помощью пальца, шпателя нажать на спинку языка и переместить язык назад на столько, насколько это окажется необходимым для получения твёрдого звука Х.

Показать ребёнку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец.

4. Слышится глубокое, горловое, хрипящее Х.

Недостаток в том, что ребёнок или учитель слишком глубоко нажимает на спинку языка при постановке звука.

Исправление:

Следует ставить звук заново, следуя из звука СА и нажимая на язык менее глубоко, чем требуется для твёрдого Х.

5. Звук Х озвончается, получается южнорусское  Г (Y)

Недостаток встречается у детей, склонных к озвончению

Исправление:

Приложить руку ребёнка к своей гортани, сказать, что нет вибрации при звуке Х.


ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ ШКОЛЫ ДЕФЕКТОЛОГА
 20 декабря 2019 г. состоялось второе заседание Школы дефектолога на тему «Формирование самоконтроля у учащихся». На заседание были приглашены воспитатели. Основной целью педагогов-стажистов было раскрыть
методику работы по данному направлению. Учитель слухового кабинета Шарова Н.В. подробно осветила теоретическую часть, рассказала о важности этой темы, обратила внимание, что от формирования самоконтроля во многом
зависит внятность произношения учащихся. Подробно остановилась на том, качество обучения произношению обусловливается организацией всей жизни школы, в частности, речевым режимом, под которым понимается 
«совокупность единых организованных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала». Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около 40%)
имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры)
остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации и выработки у ребенка
навыков использования уже имеющихся остатков слуха. Интенсивное развитие остаточного слуха и широкое его использование в работе над произношением значительно повышает возможности слухового самоконтроля.
В результате специальной тренировки остатки слуха у детей развиваются. Ребенок начинает воспринимать или различать такие фонетические элементы речи, которые прежде не различал. Кокшарова О.Н. тоже давно работает по данному
направлению, и с педагогами поделилась практическими знаниями в младшем звене. Работа над постановкой звука, его автоматизацией и последующей дифференциацией требует специальной заранее спланированной подготовки.
 
Шленчак Т.В., как молодой специалист, рассказала коллегам о том, как она работает над выработкой самоконтроля на ритмических занятиях и показала фрагмент занятия, где наглядно была видно, как дети, работая в паре, могут контролировать
друг друга. 
Замиралова Е.А. работает со старшим и младшим возрастом, поэтому она рассказала, как планирует эту работу на каждом занятии, какие виды упражнений включает, что бы добиться желаемого результата.
 
Подводя итог, можно сказать, что для соблюдения единого фонетического режима необходима взаимосвязь учителей, воспитателей, сурдопедагогов, а также родителей.
 
Учитель слухового кабинета Шарова Н.В.
 

ШКОЛА ДЕФЕКТОЛОГА
 
В соответствии с планом работы МО индивидуальной работы 18 октября 2019 г. состоялось первое заседание Школы дефектолога на тему «Работа над словом и фразой с детьми, имеющие нарушения слуха».
На заседании школы присутствовали 13 педагогов.
Основная цель Школы дефектолога - ознакомление педагогов с особенностями детей с нарушением слуха и ориентация педагогов на создание оптимальных условий дифференцированного обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребёнка, их социальная адаптация и реабилитация.
На заседании выступали с сообщениями педагоги-стажисты: Лебедева Т.В., Федотова С.В., Замиралова Е.А., Шленчак Т.В., Широкова О.И.
Они говорили о том, что правильное воспроизведение слова предполагает, что оно произносится слитно, без призвуков, с соблюдением правил орфоэпии и сохранением звукового состава - либо точного, либо приближённого с использованием регламентированных замен в соответствии с концентрическим методом обучения произношению.
Основная задача обучения в дошкольном секторе – начать формировать устную речь малышей, а также потребность в устном общении, желание говорить, общаться словом.
В основу обучения положен принцип естественного овладения речью, т.е. соблюдается весь принцип развития речи как у нормально слышащего малыша.
Большое внимание уделяется развитию речевого дыхания, т.к. у неслышащих детей возникают трудности. Они ещё плохо управляют работой дыхательных мышц, не плотно или чрезмерно напряжённо смыкают голосовые связки, всё это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи.
Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувание со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струей выдыхаемого воздуха, выдувание мыльных пузырей, выдувать воздух через трубочку в воду, игра на игрушечной дудке т.д.
Для усвоения буквенного состава слова, его запоминания и для дальнейшего самостоятельного употребления в речи полезны следующие игры:
Игра «Составь слово из букв», «Дополни слово», «Составь слово из слогов», «Дополни фразу», «Дополни предложение», «Угадай загадку».
В младшем школьном возрасте продолжается работа, начатая в дошкольном секторе.
Наиболее элементарными действиями являются повторение слова по подражанию вслед за учителем, чтение слова, представленного в графическом виде или дактилируемого учителем. Более сложными действиями являются называние реальных предметов, действий и т. д. или их изображений на картинках, ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.
Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них выделяется в речи более интенсивным и длительным произнесением и отчасти высотой основного тона голоса. Это — словесное ударение, которое вместе с количеством слогов определяет ритмическую структуру слова. Конкретное звучание каждого слова, определяемое его звуковым составом и ударением, регулируется нормами и правилами орфоэпии.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся на любом этапе обучения произносили слова не только слитно и с ударением, но и воспроизводили их звуковой состав в соответствии с возможностями точно или приближенно.
Работа над фразой — это по существу работа над интонацией. Содержание такой работы включает формирование у учащихся навыков слитного произношения слов в синтагмах и небольших фразах, членения больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделения логического ударения, соблюдения надлежащего темпа произнесения фраз, а также, по возможности (при наличии значительных остатков слуха), и изменения основного тона голоса в соответствии с той или иной интонацией.

Только постоянная, систематическая работа над словом и фразой всеми педагогами школы, а также родителями позволит учащимся, не имеющим слуха овладеть связной самостоятельной речью. 

 

Подготовила материала

учитель слухового кабинета Шарова Н.В.

 

О нас

Родителям

 Учащимся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 89