Найти

Методические мероприятия

 Речевая перемена по мотивам сказки Ш. Перро "Золушка"

В школе-интернате на протяжении многих лет живёт добрая традиция – постановка новогодней сказки силами педагогов и воспитанников. Организаторы постановки – учителя индивидуальной работы - считают театрализованную деятельность детей одной из наиболее эффективных форм развития ритмико-интонационной, лексико-грамматической стороны речи, воспитания самоконтроля за произношением, тренировки неречевых процессов (внимания, памяти, мыслительных функций и т.д.), совершенствования эмоционально-волевой сферы.

В 2021-2022 учебном году выбор остановился на сказке Ш. Перро «Золушка». Во-первых, количество учащихся школы (за счёт речевых классов) значительно увеличилось, а примерный сценарий этой сказки предполагает охват участников не менее тридцати. Во-вторых, речевой материал без труда может быть адаптирован для восприятия и воспроизведения детьми с нарушениями слуха и речи. В-третьих, часть костюмов имеется в наличии, реквизит и декорации доступны для изготовления в условиях школы-интерната.

Для реализации проекта нами были использованы следующие источники:

1. Книга «Золушка» Ш. Перро

2. Диск с записью мультфильма «Золушка»

3. Картинки по мотивам мультфильма, иллюстрации к книге «Золушка»

4. Электронные ресурсы для создания сценария представления и сюжетов для речевых перемен.

В ходе инсценировки были использованы декорации и костюмы для героев сказки, в изготовлении которых приняли участие педагоги группы "Вдохновение", сами учащиеся и их  родители. Пространство использовалось рационально. Во время представления использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Дети-артисты активно и с желанием сыграли выбранную роль сказочного персонажа.

Процесс театрализованного представления способствовал эмоциональному развитию: дети познакомились с эмоциями, настроением сказочных героев; освоили способы их внешнего выражения, осознали причины того или иного настроя.

Содержание театрализованной деятельности было доступно, посильно для детей, актуально на современном этапе. Цели и задачи сформулированы с учетом возраста детей. Весь наглядный материал имел эстетический вид, отвечал требованиям техники безопасности. В процессе всей театрализованной деятельности соблюдались правила охраны здоровья детей.

В очередной раз мы убедились, что театрализованная деятельность – одно из приоритетных направлений в нашей работе, позволяет ребятам сравнить уровень своей речевой подготовки на начальном и заключительном этапе постановки спектакля. Видя свои возможности, дети более уверенно чувствуют себя среди сверстников, Глухие и слышащие учатся взаимодействию, толерантности, а это дорогого стоит…

 
 
 Подготовила учитель- дефектолог Шарова Н.В.

Школа дефектолога "Кохлеарная имплантация: вопросы и ответы"
Во второй четверти 2021-2022 учебного года прошло расширенное заседание «Школы дефектолога». На нем присутствовали коллеги из корпуса №2. Тема заседания: «Кохлеарная имплантация: вопросы и ответы».
Открыла заседание Школы дефектолога учитель слухового кабинета Наталья Валерьевна Шарова. Учитель биологии Диана Валерьевна Семерикова рассказала об истории кохлеарной имплантации. О том, как устроено ухо, и как работает кохлеарный имплант сделала сообщение учитель музыкально-ритмических занятий Татьяна Владимировна Шленчак. Поделилась опытом работы с детьми, имеющими кохлеарный имплант, учитель-дефектолог 1-й дошкольной группы Татьяна Владимировна Лебедева. Участникам Школы дефектолога ею были предложены для просмотра видеосюжеты с индивидуальных занятий. Опытом работы с детьми, имеющими кохлеарный имплант и их родителями поделилась учитель начальных классов Светлана Викторовна Федотова. Воспитатель Иляна Николаевна Боровинских рассказала о работе с детьми во второй половине дня. Учитель индивидуальной работы Елена Анатольевна Замиралова, имеющая большой опыт работы с детьми, имеющими кохлеарный имплант, рассказала о работе с учащимися старшего возраста, о том как она планирует работу по данному направлению на каждом занятии, какие виды работ включает, чтобы добиться желаемого результата.
Итогом заседания стала интеллектуальная игра «Своя игра», где необходимо было закрепить полученные на занятии знания о кохлеарной имплантации. Мероприятие прошло в дружеской атмосфере, педагоги узнали много нового и интересного. 

 

 Подготовила учитель- дефектолог Шарова Н.В.


Школа дефектолога "Работа над гласными звуками" 

 

Чтобы научить глухого ребенка правильному произношению, необходимо прежде всего вызвать у него правильные артикуляционные движения, ознакомить его с некоторыми элементами физиологии устной речи. Как принято говорить в методической литературе, сурдопедагог должен поставить голос, речевое дыхание, звуки и т. д.

Однако устная речь глухого считается полноценной только тогда, когда все произносительные навыки автоматизированы. Это означает, что ученик правильно произносит звуки не только в изолированном виде, но также и в составе слов, слогов, фраз и речи в целом.

Каждый навык произношения того или иного элемента устной речи нужно закреплять в отдельности и в совокупности с другими. Так, например, обучение правильному воспроизведению каждого звука нужно вести отдельно и в сочетании с родственными по артикуляции звуками, а формирование этого навыка в целом следует осуществлять одновременно с отработкой темпа речи, словесного ударения, орфоэпии и т. д.

Как же следует добиваться автоматизации произношения гласных звуков? Закрепление и совершенствование их артикуляции осуществляется на основе использования системы упражнений. При этом нужно руководствоваться рядом положений.

Прежде всего, эту систему следует строить с учетом основных дидактических принципов, фонетических законов русской речи, артикуляционных особенностей произнесения отдельных звуков, в частности гласных. Последовательность упражнений, составляющих систему работы над гласным звуком, должна удовлетворять принципу от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному

 Постановка звука А

 

Положение органов артикуляции:

- губы пассивны,

- рот раскрыт на толщину большого пальца,

- зубы на расстоянии 1 – 1,5 см,

- язык широкий распластанный, лежит на дне рта плашмя,

- кончик языка близко к нижним резцам,

- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в нос,

- голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА А 

Звук А ставится по подражанию. Педагог произносит его так, чтобы ребенок хорошо видел артикуляцию.

Учитель дает возможность послушать, как произносится звук в слове ПАПА и изолированно А.

Если звук А не получается по подражанию, ребенок должен осязать вибрацию груди или гортани у педагога и у себя. Дать детям возможность ощу­тить на тыльной стороне ладони слабый поток теплого воздуха.

Для вызывания голоса при работе со звуком А можно использовать приборы «видимой речи» — ВИР, И-2, на экранах которых ребенок может видеть схематичное изо­бражение звука.

Недостатки произношения звука А.

Сравнить профили

1.            Рот открыт слишком широко или слишком узко.
В результате в первом случае некрасивая мимика и уто­мительная работа нижней челюсти, во втором случае — процеживание звука сквозь зубы и искажение его в сто­рону Э или Ы.

Исправление: перед зеркалом показать и закре­пить правильное расстояние между резцами.

2.            При правильном раскрытии рта вместо А слышится гласный Э. Причина: средняя часть спинки языка немного поднята и выгнута.

Исправление: а) показать перед зеркалом пра­вильное положение языка; б) пальцем или шпателем на­жать на язык и перед зеркалом закрепить правильное положение.

3.            Вместо А слышится звук, близкий к звуку Ы  (папы или пыа).

Причина: язык несколько оттянут в глубь ротовой полости и выгнут в своей средней части.

Исправление: перед зеркалом учить ребенка за­жимать широкий язык между губами, а затем зубами; помогать шпателем.

4.                                                                                  Слышится очень глубокий горловой звук А или Ы иногда с носовым оттенком. Причина: сильное оттягивание всей массы языка в глубь рта и высокое поднятие, корня языка.                                                     

Исправление: то же, что и в 3-м случае.        \

5.            Вместо А слышится носовой согласный, не существующий в русском языке, но имеющийся, например, в анг­лийском языке. Это задненёбное Н (Д), при котором ко­рень языка высоко поднят, мягкое нёбо опущено и обра­зует смычку с корнем языка, поэтому воздушная струя
направляется в носовую полость.

Исправление: произносить А с высунутым языком и одновременно контролировать выдыхаемый воздух по­лоской бумаги или тыльной стороной ладони.

     6. Фальцетное А. Причина: перенапряжение голосовых связок.

  Исправление: это стойкое нарушение, напряжение снимаем пением и показ рукой на груди, что есть вибрация.

 Постановка звука О

Положение органов артикуляции:

- губы выдвинуты вперед и округлены,

- рот раскрыт меньше, чем при А,

- зубы скрыты за губами,

- язык немного оттянут назад из положения А,

- кончик языка немного отдален от нижних резцов, чем  при А,

- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в нос,

- голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

 

                             ПОСТАНОВКА ЗВУКА О

Сравнить профили

 Звук  О   произносится  по подражанию.

Гласный звук О ставится на базе А. При этом можно исходить из слога ПА или звука А, произносимого протяжно. Нужно обратить внимание детей на лабиали­зацию (выдвижение и округление губ) и на легкое ото­двигание языка назад. Так как выдвинутые губы мешают детям рассмотреть положение языка, то педагог показы­вает этот момент отдельно на себе при более открытом рте, отодвигая пальцем кончик языка немного назад. Затем ребенок повторяет то же самое.

Недостатки произношения звука о

1.            Гласный О звучит как А. Причина: губы выдвинуты
и округлены недостаточно, или совсем не выдвинуты, или
нижняя челюсть слишком опущена.

Исправление:

а) перед зеркалом  нужно делать губ­ную гимнастику, энергично произнося папопапо ... А        ------О—----------- А-----О ...;   

б) если не поможет зрительный конт­роль, то нужно нажать пальцами на щеки с боков и этим вызвать выпячивание губ. Этим приемом нужно пользо­ваться до тех пор, пока ребенок не овладеет движением своих губ;

в) нижнюю челюсть следует немного поднять путем легкого нажима рукой.

2.                                                               А вместо О может быть и при правильном округле­нии губ и правильном положении нижней челюсти. Тогда причина неправильного звучания кроется в положении языка — он не оттягивается назад, а остается в положе­нии А.    

Исправление: пальцем или шпателем слегка ото­двинуть язык назад, затем делать упражнения АОАОАО...; ПАПОПАПО... с этой же механической помощью, чтобы ре­бенок четко ощутил передвижение языка из одного поло­жения в другое.

3.            Вместо О слышится звук, близкий к гласному У.
Причина: чрезмерное выдвижение губ и их сужение или
передвижение языка далеко в глубь рта.

Исправление:

а) показать перед зеркалом нор­мальную артикуляцию или сложить пальцами два раз­ных отверстия: круг и овал (для более старших детей);

б)           механически раздвигать губы, пользуясь пальцами
или шпателем;

в)           предложить детям произнести звук А и немного
сжать пальцами губы детей, округляя их. Но нельзя по­казывать детям артикуляцию звука О, иначе они по при­
вычке произнесут звук дефектно.

4. Звук О похож на немецкое О.

Причина: неправиль­ное положение языка — он не оттянут назад, а спинка языка выгнута.

Исправление: пальцем или шпателем слегка при­жать переднюю часть языка и отодвинуть его назад. После этого установить правильное положение губ и нижней челюсти. Во всех случаях исправления недо­статков произношения звука О произносить его на оба уха ребенка   (лучше в слоге ПО).

 Постановка звука У

Положение органов артикуляции:

- губы выдвинуты вперед более, чем при О.

- рот раскрыт меньше, чем при О,

- зубы не видны,

- язык более оттянут назад, чем при О,

- корневая часть языка поднята по направлению к мягкому нёбу,

- мягкое небо закрывает проход в носоглотку,

- голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

                       ПОСТАНОВКА ЗВУКА О

Сравнить профили

1.     Звук у ставится по подражанию.

2.           Если по подражанию звук не получается, то его ста­вят на базе звуков А и О. На последовательном произне­сении А - У, ОУ. Педагог показывает детям выдвигание губ вперед. Движение языка назад педагог показывает,
отодвигая его пальцем при открытом рте в самую глубь
ротовой полости.

Недостатки произношения  звука  у

1. Вместо У получается звук, близкий к О. Причины:

а) недостаточно выдвинуты губы;

б) расстояние между верхними и нижними зубами слишком велико и не отли­чается от расстояния при О;

в) недостаточно глубоко отодвинут язык.

Исправление:

а) перед зеркалом делать губную гимнастику, произнося подряд, связно па-по-пу, па-пу, по-пу, аоу, ау, оу...;

б) перед зеркалом делать упражнения аоу, ау, оу, уа. Ребенок – учитель, затем сам. В случае необходимости легким нажи­мом руки поднимать и опускать нижнюю челюсть;

в) отодвигать пальцем или шпателем язык в глубь рта.

2.           Вместо У слышится двугубный звук В.  Причина: губы чрезмерно выдвинуты и сближены. Этот недостаток возникает, когда педагог слишком утрирует выдвигание губ.

Исправление:

а) перед зеркалом нужно показать разницу между нормальной и дефектной артикуляцией,

б) механически раздвинуть губы, пользуясь пальцами, шпателем.

3.           При внешне правильном укладе губ слышится звук,
близкий к немецкому И. Причина: неправильное положе­ние языка, который не оттянут в глубь ротовой полости, а упирается кончиком в нижние резцы, причем стенка его выгнута приблизительно так, как при произнесении звука И.

Исправление: отодвинуть язык назад пальцем, шпателем или зондом. Делать перед зеркалом беззвуч­ные упражнения в передвижении языка вперед и назад. Затем связать движение языка с произнесением   ау-ау.

Для дошкольников полезно также использовать тру­бочки из плотной бумаги, индивидуальные для каждого ребенка. Узкий конец трубочки отодвигает язык ребенка в глубь рта, и звук У получает правильное звучание. По мере" исправления дефекта можно пользоваться трубоч­кой в течение короткого мгновения, перед произнесением звука. В момент произнесения педагог быстро вынимает трубочку изо рта  ребенка.

4.Звук У произносится с фальцетом.
    Исправление:     произносить     звук   А_ или     М_____      и обратить внимание ребенка на то, что при этом вибрирует грудная клетка, а при фальцетном у вибрации груди нет. Чередовать произношение звуков А и У, М и У, постоянно обращая внимание ребенка на вибрацию груд­ной  клетки.

 ПОСТАНОВКА ЗВУКА Э

 Положение органов артикуляции:

- углы рота слегка отодвинуты назад, овал ротового отверстия уже, чем при А, и шире, чем при И

- края зубов видны, расстояние между ними 4 – 5мм,

- кончик языка упирается в нижние резцы,

- спинка языка поднята, выгнута и слегка напряжена,

- боковые края языка касаются верхних коренных зубов,

- мягкое небо поднято и закрывает проход в нос,

- голосовые складки вибрируют.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Э

 

Сравнить профили

Ребенок вслед за педагогом раздвигает губы и выгибает язык. Расстояние между верхними и нижними резцами должно быть очень незначительным (меньшим, чем при звуке А, но несколько большим, чем при звуке И). Ребенок контролирует наличие голоса путем осязания вибрации гортани и грудной клетки. Педагог произносит звук э на ухо ребенку (в слоге ПЕ и изолированно).

 Недостатки  произношения звука Э

1.           Язык высовывается изо рта и соприкасается с нижней губой. Помимо того, что это неестественно, некрасиво, такой способ произнесения сказывается на правильности, плавности и быстроте произношения звуковых сочетаний. Причина: неправильный показ артикуляции звука педагогом.
Исправление:

по подражанию перед зеркалом приучать детей при произнесении звука Э в любых пози­циях держать язык за  нижними зубами.

2.          Вместо Э слышится гласный, почти не отличающийся
от А очень распространенный недостаток. Причина:
язык или очень слабо выгибается или совсем не выгибается.

Исправление:

а) перед зеркалом упражнять ребенка  в  выгибании  спинки  языка;

б) сопоставлять произношение звука а и звука э, об­ращая внимание на разницу в величине ротового отвер­стия и в положении языка.

При произнесении звука Э можно слегка поднять среднюю часть языка нажимом пальца снизу, между подбородком  и гортанью. 

Постановка звука Ы

Положение органов артикуляции:

- губы не напряжены

- края зубов видны, расстояние между ними шире, чем при И,

- кончик языка оттянут от нижних резцов, как при О.

- средняя и корневая часть подняты к середине нёба.

- мягкое небо поднято,

- голосовые складки вибрируют.

                        ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ы

Сравнить профили

Звук Ы ставится от звука И, не представляет большой труд­ности. Во время произнесения, которого педагог слегка нажимает шпателем на пе­реднюю часть языка, отодвигая его немного назад. Лучше использовать шпа­тель, а не палец, потому что между резцами узкая щель.
Нужно следить за тем, чтобы при произнесе­нии звука Ы ребенок не выдвигал вперед нижнюю че­люсть, потому что такая артикуляция затрудняет плавное сочетание звука Ы с другими звуками. Не должен этого делать и сам педагог.

Недостатки произношения звука Ы 

1.            Гласный Ы звучит как Э, потому что средняя и кор­невая части языка недостаточно подняты (звук Ы яв­ляется гласным верхнего подъема, а звук Э - среднего).

Исправление: перед зеркалом предложить ре­бенку произнести гласный И или слог ПИ и нажать на пе­реднюю часть  языка - получится Ы   (ПЫ). 

Изобразить положение языка кистью руки.

2.            Вместо Ы ребенок произносит И, т. е. получается
гласный верхнего подъема и переднего ряда (Ы глас­ный верхнего подъема среднего ряда).

Исправление: приемы исправления те же, что и в предыдущем пункте.

3.            Нижняя челюсть выдвинута вперед, так что полу­чается прикус, характерный для так называемой прогении.

Исправление: перед зеркалом показать правиль­ное положение нижней челюсти и делать упражнения в слогах: пыпыпы..., мымымы...., вывывы....

Иногда приходится нажимать спереди на подбородок, чтобы противодействовать стремлению к выдвижению нижней челюсти.

Постановка звука И 

Губы несколько растянуты в улыбку. Расстояние между резцами очень небольшое. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прилегают к верхним коренным зубам, спинка поднята к передней части нёба. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 11). Хорошо видно положение губ, края верхних и нижних резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части языка. Можно осязать вибрацию гортани, напряжение мышц дна ротовой полости, а также вибрацию темени.
При ознакомлении детей со звуком и учитель, опираясь на остатки слуха, дает детям возможность прослушать звучание этого гласного в слове, слоге и отдельно. В то же время учитель обращает внимание детей на характернее для и положение губ; приоткрыв свой рот, он показывает положение языка.
Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя (снизу), дети ощущают напряжение мышц. Иногда этого оказывается достаточным для того, чтобы путем простого подражания ребенок правильно воспроизвел звук и как в слоге (или отдельно), так и в слове.
Однако в большинстве случаев постановка звука и сопряжена со значительными трудностями и требует индивидуальной работы.
На индивидуальных занятиях описанные приемы могут быть дополнены указанием на характерную для звука и вибрацию темени, которую ученик может ощущать, положив руку на голову учителя. Иногда это сразу приводит к цели. В более трудных случаях рекомендуется применить следующий подход. Посадив ученика рядом с собой перед зеркалом, учитель произносит протяжное хь, приоткрыв при этом рот настолько, чтобы было видно положение языка. Одновременно он подносит к своему рту полоску бумаги, которая отгибается под действием выдыхаемой струи воздуха.

 Список литературы

1. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1981.

Подготовила учитель- дефектолог Шарова Н.В.


 Педагоги учатся

21 декабря 2018 года состоялось заседание "Школы дефектолога" по теме "Методика проведения АВК на уроках и занятиях внеурочной деятельности".
На заседании были освещены следующие вопросы:
1. Роль АВК на уроках развития речи в начальной школе (Федотова С.В.)
2. АВК на занятии по внеклассному чтению во второй половине дня. (Заварухина Л.В.)
3. Методика работы с текстом на индивидуальном занятии по РРС и ФПСР в 11 классе. (Широкова О.И.)
4. Практикум по использованию АВК. (Замиралова Е.А.)
Учитель слухового кабинета Шарова Н.В. напомнила, что верботональный метод был разработан хорватским академиком Петаром Губериной. Сторонники данной методики исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Смысл метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, одновременно формируя речь.
Верботональная система - это реабилитация человека, в первую очередь, за счёт остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка - это является основным в верботональной системе обучения.
Элементы верботональной системы:
1.       Вибротактильная фаза
2.       Аудиовизуальный курс
3.       Фонетическая ритмика
4.       Музыкальная стимуляция
5.       Пиктографическая ритмика
Верботональный метод успешно используется в работе:
· с глухими и слабослышащими детьми;
· для подготовки детей к кохлеарной имплантации (КИ) и реабилитации после нее;
· при заикании;
· при дислексии и дисграфии;
· при задержках речевого развития;
· при аутизме;
· для изучения иностранных языков детьми и взрослыми;
Этапы работы над картинкой:
Фаза демонстрирования и запоминания
 Знакомство с ситуацией на картинке, запоминание текста.
Фаза объяснения
   Работа над уточнением и пониманием содержания текста.
Фаза драматизации
 Диалог по ролям.
Фаза активизации
Ответы на вопросы, пересказ по картинкам, без картинок, перенос диалога в другую ситуацию.
В младшем школьном возрасте АВК помогает соотносить фразу и картинку, вопрос и ответ. Сюжет картинок помогает детям познакомиться с жизненными ситуациями дома, на улице.
 
О роли АВК на уроках развития речи в начальной школе рассказала учитель начальных классов Федотова С.В.
С методикой проведения занятий по внеклассному чтению с использованием АВК познакомила воспитатель Заварухина Л.В.
О том, как используется методика АВК при работе с текстом на индивидуальном занятии по РРС и ФПСР продемонстрировала учитель индивидуальной работы Широкова О.И.
Практикум по АВК на тему «Зимние каникулы» провела с педагогами учитель индивидуальной работы Замиралова Е.А.
В конце заседания был сделан вывод: аудиовизуальный курс помогает:
1.  Развивать слуховое восприятие.
2. Обогащать лексическую и фонетическую стороны речи.
3. Пополнять словарный запас неслышащих учащихся.
4.  Овладеть связной самостоятельной речью.
5.  Улучшить эмоциональный окрас речи.
6.  Повысить у учащихся интерес к учебе.
 
Информацию подготовила: учитель слухового кабинета Шарова Н.В.
 
  
 

 Семинар-практикум

2 июня 2014 года в г. Екатеринбурге в центре «Бонум» состоялся семинар – практикум по теме:  «Организация и актуальные вопросы речевой реабилитации глухих детей после Кохлеарной имплантации». Программа семинара была обширной. Включала 21 вопрос и практическую часть. Руководителем и основным докладчиком семинара была Жукова Олеся Станиславовна. В 1989 году с отличием закончила Дефектологический факультет Ленинградского Государственного педагогического Института им. А.И Герцена.  

Подробнее

Материал подготовила учитель индивидуальной работы Замиралова Е.А.

О нас

Родителям

 Учащимся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, 89